Людмила Норсоян обладает удивительной способностью из простых и неброских материалов создавать по-настоящему полезную одежду, «выжимая» специфические свойства из сырья, комбинируя разные волокна, технологии производства и вязания пряжи. Из всего разнообразия текстиля больше всего ей полюбился трикотаж, в котором она разглядела умный и актуальный материал, а из технологий – инновационные.
По сути, работе с умным текстилем посвящена вся жизнь Людмилы. Ее путь к уютным и практичным коллекциям-капсулам из инновационного трикотажа был труден и увлекателен.
Когда ей не было и восьми лет, она осваивала искусство вязания чарующих оренбургских узоров из обычной пряжи. Потом училась, но совершенно в другой сфере. Детство, проведенное в одной из деревенек Урала, служившей местом испытания ядерного оружия, во многом повлияло на получение красного диплома... биохимика.
Затем – «лихие девяностые» и вынужденное покорение столицы. Причем именно покорение: известным дизайнером Норсоян стала исключительно благодаря своему уму, любознательности и трудолюбию. А образование, по ее словам, помогло выстроить логику самого процесса работы: сначала надо собрать максимум информации, хорошо ее переработать, структурировать, а потом вполне обоснованно ошеломить всех результатом.
По приезде в Москву Норсоян какое-то время жила за счет продажи собственноручно изготовленных вещей, но скоро устроилась работать вязальщицей. Начала участвовать в выставках.
Здесь будущий дизайнер «шлифовала» уже наработанные навыки и «латала» пробелы в знаниях: посещала производственные предприятия в разных странах, стажировалась, заглядывала в именитые дома мод, где знакомилась со свойствами привычных и новых материалов, оценивала одежду из них. Наконец Норсоян принялась за освоение современных технологий.
Поначалу это было простое любопытство, но оно переросло в трепетную привязанность.
На рубеже веков Норсоян начала создавать собственные коллекции одежды из умного трикотажа и участвовать в модных показах (сначала под брендом Kusso, своим детским именем, а позже – с «взрослой» маркой Norsoyan).
Примечательно, что необычные материалы не завладели вниманием модельера целиком. Осталось место для классических и понятных всем видов пряжи: шелковых, хлопковых, шерстяных. Их-то Норсоян и принялась модернизировать с помощью нанотехнологий («насыщать» микрочастицами полезных веществ вроде угля, меди, ионов серебра) и сочетать с фантастичным негорючим кевларом, гидрофобным и влаговыводящим поликолоном и тефлоном, способным защитить от загрязнений и перепадов температур.
С техниками вязания она поступила примерно так же: ажурные «паутинки» объединила с «рыбацкой сеткой» и бесшовным способом создания трикотажа.
Новые материалы и технологии, которые раньше использовались в узких профессиональных кругах для создания «неубиваемой» спецодежды, помогли разработать более практичную пряжу. Она стала прочнее, экологичнее, она меньше мнется, проще в уходе. А для эффектности уют «экстремального» смарт-текстиля был подан и в лаконичных, и в причудливых фасонах.
В такой немного экстравагантной форме дизайнер доносила мысль о том, что умному текстилю пора стать привычным делом. Кому в обычной повседневности может пригодиться несгораемое платьице? Вопрос шутливый, как и форма подачи идеи. (Хотя, конечно, девушке-пирату, которой Норсоян мечтала посвятить целую коллекцию, оно пришлось бы как нельзя кстати: не порвется от удара мечом, выстоит в пожаре и в любой ситуации подчеркнет обворожительность хозяйки!)
Результатом экспериментов и показов стало объединение «экстремальных» технологий и повседневных вещей как способа показать, что «умный» текстиль не так уж фантастичен.
С этого момента Норсоян посвятила себя разработке такой умной одежды, место которой в шкафу обычного человека, а не на подиумах или в боевиках о далеком будущем. Своим умом и упорством она стала «перекраивать» моду игривую и капризную в интеллектуальную и практичную.
А подход к делу у нее очень рассудительный: прежде чем что-то создавать, она поставит массу вопросов и сама же на них ответит. «Для кого и что связать? Из чего и как? Где, на каком оборудовании?..» Все детально продумывается и реализовывается.
Норсоян знает историю трикотажа лучше многих: она постоянно с ним работает, изучает, экспериментирует, модернизирует, доводит до рынка, до конкретного покупателя. Она в курсе новых веяний, может рассказать о дизайнерах, которые тоже выбрали для своих коллекций трикотажное полотно. Но главное – она прекрасно представляет тонкости производства и может добиться того, чтобы ее идеи воспроизводили с максимальной отдачей.
Какой путь обновления трикотажа теперь реализовывает Норсоян? У него три составляющие: бесшовные технологии, ноские материалы и универсальность.
Под чутким руководством ультрамодного дизайнера вязаные вещи научились подстраиваться почти под любого человека: им не важен пол и размер, они просто садятся по фигуре. Их можно спросонок надеть изнанкой наружу – никто не заметит разницы, потому что изнанка и лицо выглядят одинаково аккуратно. Такая одежда и согреет, и пройдет с владельцем через все испытания.
Трикотаж от Норсоян «умен» не только тем, что выполняет необычные задачи. Ее текстиль (несмотря на всю его универсальность) создается для конкретных людей ровно в том количестве, в котором он востребован. Это не масс-маркет в обычном понимании, когда вещей низкого и среднего качества слишком много и часть из них остается без покупателя. С одеждой бренда Norsoyan такого не происходит, потому что маркетинговые ходы тоже просчитываются.
Людмила Норсоян изо дня в день доказывает, что технологии будущего и вещи из умных тканей уже входят в нашу жизнь. Многие, кстати, знакомы с ее работами по сериалам и фильмам, видели ее одежду на героях «Не родись красивой» и второй части «Бумера», но просто не знали, что автор вещей – Людмила Норсоян.