Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 28 апреля 2018 года N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (с изменениями на 8 ноября 2019 года) определило, на какие товары в обязательном порядке надлежит нанести «специальный маркер». Так с 1декабря 2019г. под действие этого нормативного акта подпадают, например: рабочая одежда; блузки и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное и т. д.
На основании указанного Распоряжения обязательной идентификации подлежат только товары из списка (с указанием кодов товаров в соответствии с классификатором ОКПД2 и ТН ВЭД). Важный момент, если предметом договора с потребителем является услуга, а не товар, отсутствуют и основания наносить средство идентификации. То есть, если оформлять продажу, как услугу, например, в ателье по индивидуальному пошиву (обуви или платья), то «специальный маркер» наносить не нужно.
Полный перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2019 по данным информационной системы «Кодекс»:
Как утверждают официальные власти, эти шаги предприняты для снижения количества контрафакта в стране. Закон о маркировке обязывает отечественного производителя и импортёров наносить на каждый товар цифровой код «Data Matrix» (подобен QR-коду). Идентификация может происходить в процессе производства продукции по средствам лазерной или струйной печати непосредственно на этикет (заготовку) будущего изделия либо путем нанесения наклейки с этим кодом прямо на товар. Этот идентификатор раскроет всю информацию о производителе и движении товара «от завода до магазина». Что это даст:
За нарушение норм о нанесение средств идентификации товаров предусмотрено достаточно серьезное наказание (статья 15.12 КоАП РФ). И самое неприятное здесь, что продукция, попавшая под санкции системы, будет изыматься уполномоченными государственными структурами.
Помимо этого, появление продукции «с электронными марками» породило и другое новое обязательство. Теперь «онлайн-касса» должна формировать новый реквизит, который называется «код товара» и отвечает за идентификацию товара, так как в нем указан «код», предусмотренный ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Отныне, за отсутствие этого «кода» тоже штраф.
Из планов Правительства РФ становится понятным, что уже к 2024 году обязательная маркировка «накроет» большую часть потребительских товаров, а система прослеживания будет общей для России и стран ЕАЭС.