Самыми распространенными и доступными украшениями для тканей стали всевозможные рисунки. Цветы, надписи, мордочки животных – это лишь малая часть изображений. Да и называть их можно по-разному.
Линии, сочетания оттенков, игра света и тени вместе образуют на ткани узор. Если в нем какие-то элементы повторяются, чередуясь друг с другом, то его можно назвать орнаментом. А за модным словом «принт» может скрываться любое изображение, которое было напечатано, вышито или нанесено на материал с помощью термотрансфера (то есть под воздействием температуры).
Какие бывают изображения
Узор на ткани можно охарактеризовать по нескольким основным параметрам:
Кроме того, орнамент может быть составлен из разных элементов (природных, фантастических и прочих). По этому принципу каждый из узоров и орнаментов на ткани можно отнести либо к изобразительным, либо к неизобразительным.
В основе рисунков первой группы лежат объекты окружающего мира – люди, птицы, цветы, животные и прочее. Мастерам своего дела удается создавать очень реалистичные и сложные по исполнению изображения.
Узоры второй группы обязаны своим появлением работе человеческого сознания и подсознания. Они «составляются» из геометрических и абстрактных фигур, символов.
Еще один вид узоров получается, если на ткани сочетают изобразительные и неизобразительные элементы. Такой рисунок называют комбинированным.
Изобразительные узоры на тканях
Среди них различают флористические, анималистические, антропоморфные, вещные, пейзажные и астральные изображения. Рассмотрим их особенности подробнее.
Флористические узоры
Самый популярный тип «флористики» – цветочный узор. Такие изображения могут быть очень реалистичными или наоборот стилизованными, похожими на символы. Цветы рисуют поодиночке, в виде букетов или изящных переплетений.
Если цветочки крохотные и они «рассыпаны» по всей поверхности материала в определенном порядке, то такой узор называют «мильфлер» (французское словосочетание «mille fleurs» переводится как «тысяча цветов»).
Если же на однотонном, слегка поблекшем фоне изображены крупные цветки роз, у которых детально прорисованы лепесточки, – перед вами «английские розы».
Еще одно легкоузнаваемое изображение тоже имеет французские корни и называется «флер-де-лиз» (от словосочетания «fleur de lys», которое переводится как «геральдическая лилия»). Этот рисунок использовали в качестве эмблемы королевского рода, а теперь его можно встретить не только на материях, но и на гербах разных городов мира. И хотя ученые разглядели в «королевской лилии» стилизованный цветок ириса, традиция оказалась крепче – название не изменилось.
Помимо цветов в изображениях для тканей используются другие растения и их части – плоды, листочки, стебли. В этом случае узор называют растительным.
Классические примеры таких рисунков носят названия «пейсли» и «арабески».
Нечто среднее между огурцами неправильной формы и изогнутыми листочками изображается в орнаменте «бута́». У него есть и другие, более привычные для нас названия:
«Арабески» – название узоров на ткани в виде причудливых сплетений разных частей цветов (бутонов, листочков, стебельков).
Первоначально для создания такого орнамента помимо флористических мотивов были необходимы еще и геометрические. Однако со временем это название все чаще стали употреблять по отношению к тканям с растительными узорами.
Не менее экзотично, чем «пейсли», смотрятся тропические изображения. Главные их элементы – лианы, пальмы, бананы, крупные пальмовые листья, цветы, распространенные в тропиках. Чаще всего для них выбирается однотонный фон, а части рисунка делают крупными, переплетают их между собой, дополняют подходящими изображениями птиц и животных.
Анималистические узоры
Изображение любого представителя фауны может стать ключевым элементом узора. Диких или домашних животных, птиц, рептилий и других братьев наших меньших либо изображают «в полный рост», либо используют рисунки на их шкурах:
Как и в случае с цветами, животные рисунки могут быть реалистичными, стилизованными.
Антропоморфные узоры
В основу могут быть положены портреты, рисунки рук, глаз и прочих частей человеческого тела, силуэты людей, фотографии с человеком в качестве главного действующего лица. Чаще других встречаются изображения знаменитостей и узоры с человечками, выполненные в стиле комиксов или мультфильмов.
Вещные узоры
Это изображения любых предметов, которые окружают нас в повседневном мире. Самые популярные среди них: автомобили, косметические средства, обувь, письменные принадлежности, музыкальные инструменты, посуда.
Пейзажные узоры
Если для создания изображений используются не просто отдельные цветы и растения, а полноценные картины природы, то такой узор называют пейзажным. Он характерен для гобеленовых тканей.
Полотна могут украшать аллеями, полянками, озерами и похожими рисунками. Обычно природные элементы соседствуют с архитектурными, животными и антропоморфными.
Астральные узоры ("астра" - звезда по-гречески)
Небо, облака, космические тела (в основном это рисунки звездочек и планет) изображаются обычно в стилизованном виде. На их фоне намного интереснее смотрятся ткани с узорами, которые похожи на фотографии.
Неизобразительные узоры на тканях
За основу таких узоров берутся геометрические фигуры, буквы, символы или изображения несуществующих предметов и живых существ. В зависимости от этого различают геометрические, абстрактные, символьные, буквенные и фантазийные рисунки.
Геометрические узоры
Одним из наиболее простых узоров можно назвать «горошек». Он представляет собой множество кружочков разного размера и цвета, расположенных хаотично или образующих своеобразные линии. Ткани с таким рисунком использовались для создания женских нарядов еще в 18 веке.
Светлые или темные точки на ткани типа твида или драпа образуют узор «мушка» (или «перец с солью»).
Если крупные горошины расположены на полотне в виде параллельных рядов, этот узор называется «полька».
Среди геометрических изображений самым распространенным считается клетка. Ткани с таким рисунком появились в 3 веке на территории Шотландии. Различают:
При этом любой узор, который представляет собой сочетание маленьких клеток контрастных цветов, называется «гленчек».
Не менее популярна и полоска. Она активно использовалась еще в Древнем Египте. Среди современных тканей можно встретить варианты с полосками самых разных цветов, длины и ширины.
Рисунок, созданный из длинных полосок контрастных цветов, называется «райе».
Одежда, выполненная в морском стиле, имеет двухцветные бело-красные, бело-синие или бело-черные чередующиеся полоски, параллельные друг другу. Такой узор имеет название «морская полоска».
Если ткань окрашивается разноцветными полосками, которые перетекают одна в другую, то получается эффект «омбре».
Еще несколько узнаваемых геометрических рисунков создаются из сочетаний ромбов. Есть две разновидности:
1. Узор в виде коротких ломаных линий, похожих на елочные иголки, называется «елочка». Они должны быть контрастных цветов, но могут различаться по ширине.
2. Рисунок из соединенных разноцветных ромбов – «аргайл».
Абстрактные узоры
Когда в структуре геометрического рисунка намеренно нарушается четкий порядок расположения элементов, они начинают «наползать» друг на друга и сплетаться, получается абстрактный узор. Основные его составляющие – спирали, точки, кривые и ломаные линии, кресты, многогранные и более сложные фигуры, цветовые пятна.
Символьные узоры
Узорами-символами начали украшать ткани еще в Древнем Египте, Древнем Китае, Сасанидской Персии и других государствах прошлого.
Значки заменяют слова и целые выражения. Сейчас они трактуются максимально просто: «стрелка» означает поворот, «губы» – поцелуй и т. д. Но раньше к символам относились серьезнее. Так, изображение жуков-скарабеев на древнеегипетских полотнах символизировало воскрешение и мир, а узор из рыб на сасанидских тканях мог означать защиту человека от водной стихии.
На современных материалах для шитья частыми «гостями» становятся значки валют, сердечки, смайлики, стрелочки, ноты и карточные масти.
Буквенные узоры
Россыпь букв, отдельные слова, фразы и даже фрагменты текста могут украшать поверхность тканей наравне с другими рисунками. В искусстве изящное использование таких элементов – это отдельное направление, называемое каллиграфией. А узор, состоящий из красиво изображенных и расположенных букв, можно смело называть каллиграфическим.
Необычные узоры
Благодаря фантазии человека рождается масса необычных узоров, которые не похожи ни на классические изображения, ни друг на друга. Однако и здесь есть свои закономерности – в зависимости от стиля рисунка можно выделить фантастические, мультипликационные и психоделические узоры.
Несуществующие живые существа и сказочные предметы – элементы фантастических рисунков. Они могут изображаться сами по себе или как действующие лица каких-нибудь сценок, ситуаций. Яркие примеры – сфинксы, грифоны, жар-птицы, ковры-самолеты и т. п.
Мультипликационные узоры похожи на фантастические, разница лишь в том, что их элементы – это персонажи мультиков, а не сказок, мифов и легенд. С каждым годом их становится все больше – Спанч Боб, Бэймакс, снеговик Олаф заняли активные позиции. Старые добрые герои «Диснея» вроде Микки Мауса и его друзей-подруг тоже не теряют популярности и часто изображаются на «детских» тканях.
Нечто среднее между фантастикой и абстракцией можно назвать психоделическим рисунком. Обязательное условие – для его создания должны использоваться яркие краски и очень странные, не поддающиеся определенной трактовке элементы. Обычно части узора перетекают из одного в другой, «загораживают» друг в друга. Единственный способ упорядочить их – расположить по принципу калейдоскопа.
Как делают ткани с рисунками
Нанесение узора на ткань возможно на любом этапе ее создания:
Если рисунок (обычно это «елочка» или один из вариантов клетки, полоски) получился благодаря переплетению ниточек, то ткань называют пестротканой. А использование в качестве сырья волокон, отличающихся по структуре или цвету, позволяет создавать:
Ведущий способ «цветовой» отделки – печать (акварельная, термопечать, вытравная и другие). В этом случае ткань обрабатывается красящими или другими составами.
Рисунок может получаться и за счет «фактурной» отделки – тиснения (вдавливания), узорного флокирования (наклеивания ворсинок).
Производится также множество готовых однотонных материалов без узора. Они могут быть гладкокрашеными (однотонными, равномерно обработанными краской одного цвета), выбеленнымии суровыми (неокрашенными). Обычно именно их используют для дополнительной обработки и нанесения рисунка вручную.
Как выбирать и сочетать между собой узорчатые ткани
Характер рисунка может сильно влиять на эстетические особенности готового изделия. Так, яркие или контрастные узоры актуальны при создании динамичных, молодежных образов. Строгая и спокойная «геометрия» тяготеет к деловой среде. Ткани с цветочным принтом «романтичны» и больше подходят для девушек.
Есть несколько правил выбора материала при пошиве одежды:
Если же вы подбираете ткань с интересным принтом для интерьера, то здесь стоит ориентироваться на стиль помещения.
Узор «английские розы» поможет оформить комнату в стиле шебби-шик, а «пейсли» характерен для вариаций на тему востока. В классических интерьерах хорошо смотрится изящная «геральдическая лилия». Эклектика и китч будут рады фантазийным рисункам. А ткани с геометрическим узором позволяют подчеркнуть особенности конструктивизма.
Если одной ткани с рисунком мало, можно попробовать подобрать ей пару. Это может быть материал:
При этом один из узоров должен немного перетягивать на себя внимание.
Даже самая простая ткань, имеющая рисунок, часто выглядит интереснее, чем однотонная. А разнообразие рисунков открывает широкий простор для творчества.